26 Июн
2017
Опубликовано в: Он, родимый
От     Коментарии

Портвейн масс маркета

Этот портвейн можно обнаружить практически во всех супермаркетах, магазинах, барах и бистро Франции, Бельгии, Люксембурга. Портвейн Cruz – это № 1 по объёмам, если брать эти 10+ миллионов бутылок, продаваемых под одной маркой ежегодно. А вот в Великобритании он не так известен, как и в прочих англоязычных странах. Почему так? Даже ваш покорный слуга за все годы увлечения портвейновым графоманством едва ли пару раз упомянул этого производителя. Странно, или всё-таки нет?

GRAN CRUZ Porto: долгая, но не слишком яркая история компании

Портвейн Cruz фото логотипаСегодня группа GRAN CRUZ по величине занимает второе место после империи Симингтонов. Это сегодня, а завтра они вполне смогут возглавить список крупнейших производителей портвейна, почему нет? Финансовых ресурсов хватит уверенно… а как всё начиналось?

  • Был бренд «Cruz», употреблявшийся некой компанией Assumpçao E Fos, основанной в 1887 году – это начало истории.
  • Одноименная фирма возникла в 1901.
  • Портвейн стали производить с 1926 и дальше звёзд с неба не хватали, на протяжении нескольких десятилетий на рынке были почти незаметны.
  • В 1972 компания и торговая марка были куплены французской компанией La Martiniquaise, с этого момента – понеслось. Инвестиции полились рекой и сегодня имеем то, что имеем.
  • В 2007 году под контроль La Martiniquaise перешла известная и крупная компания C. Da Silva, между прочим владеющая брендами DALVA и Presidental.
  • С 2009 года, после смерти многолетнего управляющего Роче Пинту, стратегия копании изменилась. Лозунг «продавать больше» сменился на более гибкую стратегию, при которой качество вин начало играть заметную роль, равно как и расширение ассортимента как в секторе портвейна, так и красных вин долины.

Факты о французских владельцах, компании La Martiniquaise

  • Ежегодные продажи алкоголя – 900 млн евро до налогов и акцизов.
  • Во Франции № 1 по продажам кальвадоса и арманьяка.
  • В мире: № 1 по продажам портвейна (так сами пишут) и мадеры.
  • 27 заводов, винокурен и виноделен в куче стран.
  • Владеют брендами, кроме портвейна Cruz: водка POLIAKOV, ром SAINT JAMES, джин GIBSON’S, виски LABЕL 5 (пятое виски по объёму продаж, но это точно не ровня Banff, Brora или Glenfarclas 1955).
  • Входят в ТОП-10 мировых производителей алкогольных напитков.

Происхождение вина, винодельни и подвалы

Портвейн Cruz винодельня и склады фото

В 2014 году в муниципалитете Alijo долины Доуру компания La Martiniquaise открыла гигантскую винодельню производительностью в 6 млн литров вина в год и склад на 20 млн литров. Масштаб для Португалии настолько велик, что на открытие приезжали президент страны и и куча важных чуваков из правительства, велась прямая трансляция по ТВ. Речи говорили. Оборудование – новейшее и дорогое, фирма всегда славилась лучшими технологиями и была в числе пионеров  автоматизации розлива.

Портвейн Cruz vizitor center ночью фото

В Гайе у Cruz есть красивый и очень дорогой мультимедийный visitor centre Space Port Cruz, ресторан и собственные подвалы, где можно увидеть гигантские старые бочки balseiros каждая на 45 тысяч литров и вполне современные ёмкости из стали. Во всё это в последние годы инвестировали аж 40 млн Евро.

Конечно же, владельцы компании не обладают тысячами гектаров виноградников в долине Доуру, способных дать такое огромное количество виноматериала. Свыше 70% молодого вина и винограда покупается у 3600 кооперативов и мелких виноградарей долины. Известно, что мелкие производители в большинстве в долгах, как в шелках, и готовы на любое предложение, чем в Cruz всегда умели воспользоваться. Менеджеры Cruz также не гнушаются выкупать складские запасы вина у крупных конкурентов, если цена хороша. Так, в 2016 году они приобрели 12 000 пип у Companhia Comercial da Vinho da Porto, цена сделки – 14 млн Евро.

Общий объём покупок – около 30-32 тысяч пип (бочка 550 литров) в год. Но кое-какие владения в долине у компании есть и они – знаковое приобретение последних лет.

Quinta do Ventozelo

Эта высококлассная кинта была куплена совсем недавно – в 2015 году за впечатляющие 15 миллионов Евро. Продавец в представлении не нуждается, это Real Companhia Velha. Зачем купили? Чтобы диверсифицировать бизнес и немного смягчить имидж производителя дешевого рядового винца. Собственная кинта позволит обрести уверенность в сегменте дорогих портвейнов, а там – кто его знает, как карта ляжет. Кинта немаленькая – целых 400 гектаров. Кстати, это попытка № 2. Французам уже принадлежали несколько виноградников в 100 га, кинта da Granja. Там была какая-то мутная история и кинту продали в 2005-м от греха подальше.

Дама в чёрном

Портвейн Cruz дама в черном икона брендаЭто символ бренда, как Дон у Сандемана. Тоже в чёрном, однако. Почему дама? Ну понятно же, во Франции портвейн продается. Загадочная незнакомка, вуаль, интрига, тонкий стан. «И веют древними поверьями её упругие шелка…». На последних версиях рекламных постеров у крузовской дамы появилась шляпа, точно такая же, как у сандемановского Дона. Замуж вышла, что ли? Сандемановским чувакам стоит призадуматься.

Французский мегахит: Cruz Tawny

Винцо выдерживается в бочках годик и потом – по бутылкам. Всё просто. Тони – главный напиток компании, простой как мычание, мягкий дешевый портвейн. Почти весь уходит во Францию и Бельгию. Почему же? Потому что для французов доныне актуально понятие аперитива, а в качестве оного Круз тони подходит хорошо. Дешево и сердито. А ещё дешевый портвейн находит применение в кулинарии, а где же ещё она так развита, как не во Франции? Говорят, для этих целей в каждой второй-третьей французской или бельгийской семье стоит бутылочка дешевого портюши…

Всё остальное и винтаж

Джулиан Вайзман – финансист из Лондонского Сити и одновременно один из крутейших знатоков портвейна на планете. Кто из винолюбов не составляет рейтинги вина, на свой вкус и опыт, конечно? Так вот, у Джулиана рейтинги всех типов портвейна начинаются с 0 очков, которые были присвоены … Cruz Ruby. Ноль очков, Карл! С британским юмором второй строчкой идёт собирательный «дешёвый руби», который получил уже 10 очков. Кстати, в этом же рейтинге тони от Cruz набирает 666 очков (как-то символично, что ли), а винтаж 1989 года – аж 1000 очков (причём верхние позиции в рейтингах добираются до 40 000 очков и это – Quinta do Noval Nacional 1931). Впрочем, это частное мнение Джулиана. Возможно, алко-опрос ханыг, обитающих у входа в парижскую подземку, дал бы иной результат, отличный от ноля. Что ещё в ассортименте?

Портвейн Cruz фото бутылок разнообразного вина

  • Белый (White) и розовый (Pink): хороши для коктейлей.
  • Special Reserve – портвейн «на каждый день и на каждый случай», ничего особенного.
  • Бочковые 10 и 20 лет.
  • Колейты: есть несколько лет, вроде бы неплохие, но у меня нет информации.
  • LBV: кто попробует, отпишитесь.
  • Винтажи: 1982, 1989, 1991, 1992, 1996, 1999, 2000, 2008, 2009, 2011, 2012. В своё время сильно прогремел 1989, но по мнению знатоков, выше 88 баллов из 100 он не набирал ни при одной дегустации. Наверное, 2011 тоже хорош только потому, что он хорош у всех.

Покупать или не покупать?

В итоге что имеем? В России можно найти рядовые руби, тони, розовый и белый по совершенно бесстыжим ценам около 1100-1500 рубликов. Господа, вы – звери! За эти деньги есть куда более лучшие варианты от десятков прочих производителей. Есть в продаже и прочий портвейн Cruz — отнюдь не редкость в наших краях.

Иногда мне кажется, что количество людей планеты, способных оценить качество музыки, портвейна, яичницы с беконом, мебели из массива, гитары, шерстяной ткани, чистых отношений, пения мелких пичуг, хорошего книжного слова и так далее стремительно сокращается. Всем всё пофиг. Мерило – цена. Мерило – престиж и хайп по поводу. Некогда оценивать качество, некогда думать и составлять собственное мнение, просто нет времени, да и зачем напрягаться? Лучше взять/купить чужие мысли. Всё равно у желающих проверить справедливость суждения тоже нет времени на это. Ох, неужели и я лью воду на эту глобальную мельницу?