Портвейн морехода

as352portoСвыше пятисот лет назад народ, живший в самом западном углу Европы, явил миру невиданный пассионарный скачок, открыв взорам (и шаловливым жадным ручкам) европейцев целые страны и континенты, о существовании которых не было известно ничего. Португальцы построили империю, продвинулись в технологиях и временно разбогатели. Одним из действующих лиц той эпохи был Педру Алвареш Кабрал. Родился первооткрыватель Бразилии  примерно в 1467-м году, родители были люди известные и знатные. Папа – губернатор. Мальчонка преуспел в науках, среди которых были картография и языки, а после пошёл по военной стезе. Папа, я думаю, помогал сынку, в любом случае карьера Алвареша шла как по маслу, и в конце 15 века  король Мануэль Первый поручил Кабралу возглавить новую экспедицию в качестве адмирала второго португальского флота. 9 марта 1500 г. отплыли (1200 безбашеных человек, ибо в те времена плыть в Индию, всё равно что сейчас в экспедицию на Марс записаться) на пятнадцати кораблях. Однако бес попутал, или в навигации ошиблись, в результате чего открыли Бразилию. Тоже неплохо, кстати сказать. 21-го апреля 1500-го португальцы увидели большую землю, только это была вовсе не Индия, а берега Южной Америки. Оголодавшие мужики увидели там обнаженных туземок и нашли золотишко, поэтому часть экспедиции уже «приплыла» и в Индиях всяких не нуждалась, а Кабрал двинул на восток и, обогнув мыс Доброй Надежды, 13-го сентября 1500-го года наконец-то высадился в Калькутте. Плавание было крайне изнурительным, не обошлось без потерь: минус 4 корабля; по иронии судьбы на одном из них находился Бартоломеу Диаш, открывший этот самый мыс за 13 лет до происшествия. Да и в Индии нехорошо получилось. Европейцы всегда лукавили, прикрывая чисто коммерческие интересы миссией обращения в католичество всех, кто на пути попадался. Индусы были явно не готовы к такому сценарию, началось кровопролитие, так что отбросив идеологию, пришлось наконец-то вплотную заняться коммерцией, а уж здесь индусы были «рады стараться». Уже 31-го июля, 1502-го года, корабли Кабрала, нагруженные пряностями, тканями и слонами, вошли в порт Лиссабона.  Больше Кабрал никуда не плавал, а пожинал плоды своего путешествия, был награждён королём и мирно почил около 1520 года. Прах его покоится в Сантарене, в готической церкви Igreja da Graca, в общей могиле. Скромное надгробие, обнаруженное в XIX в., демонстрирует очень малое значение, которое придавалось в XVI в. открытию Бразилии. Зато потом имя выдающегося земляка португальцы увековечили где только можно, и портвейн – не исключение.

as353porto2Кстати: огромные богатства колоний, открывавшиеся Португалии, не могли найти себе достойного вложения и применения, как это случилось впоследствии в Англии, и не способствовали дальнейшему развитию страны. Богатства утекали сквозь пальцы португальских королей и дворян, использовавших для получения новых богатств свои привилегии и должности и переставших интересоваться собственными землями. Исчезали же эти богатства быстро. Привозимые из колоний ценности и диковины продавались в другие страны, попадая в руки услужливых перекупщиков, которых было полным-полно в Лиссабоне, с давних времен являвшемся центром международной торговли. Золото шло на приобретение товаров повседневного спроса или предметов роскоши, в производстве которых Португалия отставала. Страна, через которую струился золотой поток, оставалась бедной. Не зря современники называли ее «оборванцем в золотой короне». В то же время непрерывный приток больших богатств в королевство делал ненужной инициативу ее жителей в любой из областей, за исключением связанных с нефтью и газом заморскими владениями. Бессмысленно было в поте лица обрабатывать земельный надел, гнуть спину в мастерской или зарабатывать гроши на поденной работе, когда с прибытием в Лиссабон корабля из колоний монеты швырялись направо и налево, цены на продовольствие и вино взлетали до небес.  Экспансия имела и другие отрицательные последствия, среди которых первенство за эмиграцией. Не только преступники, высылавшиеся за пределы страны, находились на борту кораблей, устремившихся в заокеанские дали, но и те, кого манили свобода и возможности сказочно быстрого обогащения в чудесных заморских странах.

 Портвейн Vallegre «Cabral»

as354portoАндрей Портвейныч при виде этикетки этого напитка испытал приступ острого  портвейнофетишизма. Золотая Каравелла! Красиво. Под брендом  «Cabral» молодая компания  «Valegre – Vinhos do Porto SA».  производит линейку портвейнов превосходного качества. Молодость компании относительна, а собственно кинта Vista Allegre известна с 19 века. Основной бренд компании —   «Vista Allegre», а «Сabral» на вторых ролях (а значит гуманные цены); линейка продукции не включает в себя винтажи и LBV.  А что имеем?

  • Branco Fino – белый портвейн, 3 года живёт в бочке. Виноград: Malvasia Fina, Rabigato, Viosinho, Donzelinho. Сладкий, мягкий бархатный, во вкусе карамель, ваниль, шоколад и орехи. Хорош как аперитив, можно добавить тоник, лимон и лёд.
  • Reserva Especial Tawny – 7 лет в бочке, классический тони, купаж разных, но лучших годов. Виноград: Touriga National, Touriga Franca, Tinta Roriz, Tinta Cao. Ароматное вино, хорошо сочетается с сырами, отлично на десерт.
  • Vintage Character Reserva  — мудрёное название, а на самом деле отборный полнотелый руби, бутилированый после 5 лет пребывания в бочке.
  • Датированые тони 10, 20, 30, 40 лет. Это самое лучшее у «Vallegre», судя по отзывам, которые мне попадались. Купаж разных годов: в бутылке с 30-летним может быть десяток лотов портвейна возастом от 25 до  38-45 лет, а уж пропорцию Вам никто и никогда не скажет – это секреты винных мастеров. Ароматы мёда, ванили, карамели, орехов. Чем старше, тем больше во вкусе ощущаются древесные тона, мягкие танины. Бархатные, в меру сладкие и сбалансированые десертные вина. Сочетаются с шоколадом, цукатами, фуа гра, сырами.  Напоследок отрывок из бессмертных «Лузиад» Камоэнша:

 «Блеск португальской славы не исчез

И в памяти он сохранится вечно.

Судьба явила ныне без завес,

Что, выполняя долг свой безупречно,

Луз превзошел величием своим

Ассирию, и Грецию, и Рим».

 Источники:  http://dimma43.narod.ru/index.htmlhttp://latindex.ru/content/articles/4106/ , О. И. Варьяш, А. П. Черных  «Португалия: дороги истории»