4 Авг
2017
Опубликовано в: Былое и Думы
От     Коментарии

Пока ещё не актуально, но это только пока…

Портрет Фернанду ПессоаУвы, совсем не о портвейне. В 1915 году в лиссабонской газете «O Jornal» появилась маленькая заметка-статейка великого португальского поэта Фернанду Пессоа, «Na Rússia — ao contrário do que se tem dito — continuam as perseguições…» В Европе полыхала Первая мировая, она же Великая война, в Португалии эта публикация наверняка не вызвала какого-либо резонанса у читающей публики, особенно если учитывать малозначащий и далёкий для португальцев повод для написания.

Повод – казнь в России полковника Мясоедова за госизмену, шпионаж в пользу Германии и пр. Дело мутное до сих пор. В своём романе «У последней черты» Валентин Пикуль оформил Мясоедова жирными черными мазками, выпукло, ярко и противно. Через десятилетия некоторые уцелевшие участники дела и с российской и с германской стороны свидетельствовали, что Мясоедов был невинен, аки агнец Божий, и петлю на шею ему приладили зря. Кому интересно покопать историю – загуглите и почитайте, только не советую начинать с Пикуля.

Гениальному португальскому поэту казнь в заснеженной России какого-то там полковника дала пищу для размышлений, которые и сегодня звучат как-то подозрительно современно… А ведь сто лет прошло.

Читаем Пессоа и думаем, думаем…

«В России — хоть это и опровергают — продолжаются политические преследования. Был повешен за госизмену русский полковник Мясоедов. Было доказано, что он шпион: продался немцам и передавал им военные планы. Так почему же это политическое преследование?

Не будем говорить, что он осужден несправедливо. Лучше разберёмся, что такое госизмена.

Изменник – это просто индивидуалист. Госизмена — действие отнюдь не предосудительное. Это не что иное, как выражение политических взглядов, или философских взглядов (какими по сути являются все политические взгляды).

Война – это смена, в моральном и жизненном плане, ограничительных установок стимулирующими. Вся общественная жизнь обычно подчиняется принципам, в основе которых — ограничение действия наших инстинктов, чтобы они не причиняли вреда другим людям. Во время войны происходит обратное: инстинкты намеренно освобождаются, проявляется воинственная природа человека, становится допустимым разрешение проблем по законам животного мира. Действует только абсолютный эгоизм, чистая борьба за жизнь. Речь идёт только о том, чтобы навредить другим.

Итак, изменник – это тот, кто, за деньги или за другую личную выгоду, действует против интересов родины. То есть действует эгоистично, в корыстных интересах, преследует личные цели. И эти действия укладываются точно в ту же мораль, что и война.

Отличие в том, что во случае с изменником эта мораль интерпретируется индивидуально, тогда как обычно она коллективная. Это вопрос философский или политический. Но никого нельзя убивать за его философские взгляды.

Обыватель скажет: госизмена угрожает родине, обществу; это большая опасность, к которому нельзя отнестись легкомысленно. Но тогда должны быть повешены, как был повешен Мясоедов, государственные деятели, которые втягивают страну в войну, которую она не выиграет. Они вредят сразу всей родине, но не называются изменниками, потому что изменник делает это в философской парадигме войны, отличной от обычной. Они делают это, используя интерпретацию мирного времени, намного более искусно, и, как раз поэтому, гораздо более аморально».