20 Апр
2014
Опубликовано в: Porto – Art
От     Коментарии

С Праздником!

  Всех празднующих сердечно поздравляю! Христос Воскресе! А вот картина Павла Филонова, на ней Пасхальное застолье. Филонов написал её в 1913 году, перед Первой мировой. Я думаю, в мире едва ли найдётся десяток человек, которые понимают творчество этого художника, и уж точно я не из этих десяти. Но ранние, как эта, и самые поздние работы очень интересны и понятны. Я где-то читал об одной тётке – профессорше вроде как из Гарварда, с факультета искусств, которая обязывала своих студентов проводить в одиночестве перед некой назначенной профессоршей картиной 3 часа. В размышлениях. Прислушиваясь к себе. Рассматривая. Только тогда, говорила профессорша, у вас есть шанс приблизиться к замыслу художника, сердцем понять, рассудком прочитать его послание миру и вам лично. Права профессорша, ох как права. Андрей Портвейныч сам любит зависать в музеях, однако ругая себя при этом за торопливость и обещая себе вернуться ещё раз и вот там, вот в том зале вот та работа … ах, ну надо бы ещё раз всё пережить… Но, как правило, не возвращаюсь.

пасха павел филонов

    Посмотрим повнимательней на картину (картинка кликабильна). Эту работу Филонова, (которая, кстати, находится в частном собрании неизвестного Питерского богатея или коллекционера), можно читать сердцем. Какая гармония красок и форм, какой покой, и я бы сказал, радостный покой от неё исходит! Вот слева три мужика, друзья наверно, близкие, чокаются (портвешком, наверное), а за ними склонились два то ли Ангела, то ли шестикрылых Серафима. На столе рыба – символ Христа, на стене за Ангелами — икона. Ангелы там, где любовь, а любовь за этим столом есть. Экспрессивные линии фигур Ангелов берегут эту любовь, этот праздник за столом, защищают. На задней стенке, рядом с горничной, висит картина с тремя волхвами, как я думаю. Тоже символ — всё в этой работе затейливо перекликается. А вот парочка справа — такое впечатление, что господин во фраке говорит нечто ободряющее или приятное даме справа: её фигура напряжена, лицо выражает озабоченность или грусть. Может, утешает? Он держит её за руку, а рядом, на скатерти, лежит яблоко – символ любви. На столе гиацинты — символ возрождения и воскресения: в старые времена их любили ставить на Пасхальный стол, а ныне эта традиция подзабылась. На столе кулич, под столом зверушки — собачка и котик в левом углу. Попробуйте прикрыть собачку – картины не будет. Интересно, что за окном темнота… Что это – предчувствия Филонова о годах грядущих тяжёлых испытаний? Может быть, может быть… Гениям, знаете ли, иногда такое даётся. Филонов создал Пасхальную story: красивую, радостную и печальную одновременно.