1 Сен
2013
Опубликовано в: Былое и Думы
От     Коментарии

Живущим в нише посвящается…

Некоторое время назад моя любезная супруга решила преподнести мне ко дню именин вечерний парфюм. Ну что ж, дело за выбором: с этой целью я был послан в поход к торговцам запахами. В первом же бутике, сражённый видом сотен пузырьков на полках, я сделал попытку объяснить продавщице, что мне нужно, с целью сузить зону поиска. «В 90-е – молвил Андрей Портвейныч, вздыхая об ушедшей молодости – я пользовал Cartier Declaration, а вот в нулевые (опять вздыхая, но не так глубоко) я источал Ferre Bergamoto Marino. Нет ли у Вас чего-либо этакого… Подобного?» В глазах продавщицы появилась скорбь: «Нет…». «Заговор» — подумал я, глядя на изобилие — «Не понял…?». «Ну, сейчас такие ароматы … такие… ну другие. До свидания. Извините». Ладно, пойду в другой бутик, самый крупный и гламурный. О – вот здесь точно захотят облегчить кошелёк моей драгоценной супруги! Энергичная девушка, выслушав о моих прошлых предпочтениях, отреагировала примерно так же уныло … но предложила доказать теорию практикой, перейдя к полкам с пробниками. Всё оказалось правдой. Несмотря на прокуренный нос, не понравилось ровным счётом ничего… Всё какое-то одинаково резкое, плоское, однообразное – как дрянной портвейн. «Хорошо — сказал я – а есть ли у вас нечто, что редко покупают, что-нибудь необычное?». «Да», просияла девушка. Был найден великолепный  «L`Instant de Guerlain pour Homme». По аналогии — это как колейта урожая 60-х, никак не меньше. Однако вся эта история навела Андрея Портвейныча на мысль, что с ним что-то не так, что оказалось неправдой благодаря Google. Всё так. В итоге я узнал о существовании «нишевой парфюмерии».

История вторая, телефонная, похожа на первую. Задумал я поменять свою старенькую Нокию на что-то посовременнее. Нужен был моноблок – звонилка, надёжный и в металлическом корпусе, стильный и простой. Никаких сенсорных экранов, никаких примочек, господа! Пошёл в салон. Результат тот – же: дешёвые телефончики с кнопочками имеют место быть, но производят чёткое ощущение одноразовых. Убогие зело. Финские парни только что анонсировали телефон  Nokia 515 – по всему это то, что мне нужно: простой функционал, лаконичный дизайн, высокая цена (забавно, но предсказуемо). «Ниша для этого телефона есть и она именно там, где заканчивается ширпотреб, и появляется нелюбовь к сенсорным экранам» —  на одном из форумов. Нишевый, то есть, телефон. Предрекают полный коммерческий провал. А я куплю.

Ну а если посмотреть «поширше»? Механические часы, которые тикают, потому что живые – в нише, эмалированная чугунная гусятница весом в 10 кг и рассчитанная на три поколения – в нише, костюм из натуральной шерсти – в нише, там же резвятся любители винила и винтажной (о, это слово!) акустики, любители сигар и трубокуры, и много кто ещё. Скоро книги туда попадут – на бумаге — те, которые шуршат страницами и пахнут, а не закачиваются в формате FB2. А курица? Суповая деревенская курица, правильно кормленная? Боже, как я мечтаю о золотистом бульоне с мельчайшей вермишелью или «звёздочками», ароматном, с укропчиком и медалями прозрачного жирка на поверхности? Нет её, курицы. В нише бегает. А вокруг одни бройлеры – они повсюду. Бульона, который раньше давали больным и называли «еврейским стрептоцидом», из синтетического бройлера не сваришь. Продолжать этот перечень можно бесконечно. Ну а портвейн? А что портвейн – он тоже в нише, кто сомневается? Несмотря на потуги производителей выйти на масс-рынок то с розовым «Pink», то продвигать коктейльную тему на основе белых – всё попусту. Не получается. Портвейн, особенно премиальный – это ничтожная в мировых масштабах капля алкоголя плюс специфическая, требовательная, но преданная аудитория потребителей. В нише засели.

Нужно смириться: «нишевый  = дорогой», объяснять почему – не стоит, всё и так понятно. Но имеет ли смысл считать Андрея Портвейныча и ему подобных ретроградами и ворчунами, для которых и щи раньше кислее были и трава зеленее? Имеет, конечно, считайте на здоровье. У каждого свои представления, что правильно, а что нет, как было и как стало. Вот случай, о котором я прочитал лет 15 назад в «Огоньке» (вечная память): один маститый профессор – лингвист из Лондона решил пригласить в гости свою старушку мать, живущую в абсолютно медвежьем углу на севере Шотландии, и никогда не покидавшую этого по сути хутора. Никогда. Он привёз её в Лондон, где она была потрясена цивилизацией, машинами, столичной суетой, домом сына с центральным отоплением, джакузи etc. После барбекю на лужайке с гостями, получив океан эмоций от внимания и общения, старушка шёпотом сказала сыну: «Роберт, мир сошёл с ума! Люди срут в домах, а едят на улице!». Я не против прогресса. Я не против перемен, НО — если эти перемены к лучшему, чего в эпоху ширпотреба особо не наблюдается. Точкой невозврата были, наверное, 70-е, а теперешнее время мне и вовсе не нравиться. Ширпотреб я понимаю широко – не только в вещах, но и в умах, в человеческих качествах, поступках. Мельчает всё, кроме зла. Смотря новости по телевизору, я понимаю, что в нише уже находятся порядочность, здравый смысл, ответственность, хорошие манеры…

Получается в итоге, господа, что в нише не так уж плохо, если там всё самое лучшее! Ведь что такое ниша в первоначально — архитектурном значении этого слова? Представили? Вот! Из метафизической же ниши потрясающе удобно наблюдать за всеми глупостями, которые творятся извне. Вы как-бы и здесь, и вроде бы вне системы. В нише хорошо. Устраивайтесь поудобнее, укутавшись шотландским пледом и не забудьте бокал доброго старого тони! Вам понадобиться много юмора и много терпения…